Заметаем экоследы

Автор: Мария Гончарова, Алия Усманова Просмотров: 18

Что такое гринвошинг и экослед? Почему одежда в H&M не горит, как привычка пить кофе по утрам загрязняет природу и зачем носить с собой пакет для хлеба? Экоблогер и журналист Анастасия Приказчикова (https://instagram.com/imorganicblog) рассказала об экоблогинге и о том, как преуспеть в этой сфере с нуля.

Когда мы с мужем переехали в Петербург, я начала работать в русско-финском журнале «Натур продукт» о здоровом образе жизни. Писала на такие темы, как «10 супер фудов для здоровой жизни». Затем меня пригласили возглавить интернет-редакцию, где я проработала четыре года. И в тот момент поняла, что эта сфера – моя.

Потом мне захотелось писать об этих же темах под другим углом, но редакция зависела от рекламодателей и от своей политики, поэтому меня ограничивали.

Тогда и пришла идея блога (http://www.imorganic.ru/ ) , а пока он создавался, я писала материалы каждый день.

Блогер – не журналист?

Первое, к чему стоит быть готовым, это предвзятое отношение к блогерам. Люди считают, что нельзя их ставить на одну ступень с журналистами. Но сейчас блогеры узнают информацию быстрее, чем СМИ. Их цитируют, читают, к ним обращаются за мнением. Когда я знакомилась на выставке с одной компанией и говорила, что я блогер, то встречала странную реакцию. Я пишу уже много лет, почему мне должно быть стыдно за материалы из-за стереотипов?

Стоит осознать, что заниматься блогингом можно профессионально. Я пишу только о том, что меня касается. И к тому же, у меня хороший бэкграунд по работе в экожурналистике, прочные связи с экспертами, экологистами.

Работа превратилась в образ жизни, теперь я пишу не о бытовых проблемах, а об общей картине мира. Как связана наша экосистема? Как можно решить глобальные проблемы?

Несколько советов для новичков:

— Пишите интересно, делайте интригующие заголовки («Как образ жизни zero-waste довёл меня до психолога»). Нужно пользоваться шок-контентом, чтобы удивлять аудиторию. Используйте статистику, хотя в России с ней беда, найти её можно у Guardian или Independent. Ещё мне нравится, что делают «Такие дела» – говорят о проблемах через рассказ о человеке, так тоже можно подавать информацию.

— Если хотите быть экспертом, к которому обращаются, ходите на все мероприятия. Даже если встреча или лекция ни о чем, там можно познакомиться с людьми, которые в будущем вам помогут. За расписанием следите на сайте Романа Саблина – http://greendriver.ru/

— Больше общайтесь со специалистами. Тема составов косметических средств – это тёмный лес, в котором тяжело разобраться без эксперта.

— Пишите о том, что вам интересно. К примеру, сейчас я не буду писать о детях, хотя меня часто просят от этом подписчики. Когда у меня появится ребёнок, тогда, исходя из своего опыта, я смогу дать какие-то советы.

 

— Для блога важна визуальная составляющая. У меня есть свой стиль, я за эстетику. Редко беру что-то со сторонних ресурсов.

Нет чёрного и белого

Ещё одна проблема, с которой можно столкнуться при создании своего блога или написании материала – это юношеский максимализм. Тему, о которой вы пишете, нужно освещать со всех сторон – нет хороших вещей и нет плохих.

Однажды я ездила на конференцию по конопле в Кургане, когда была приглашённым редактором в LookBio (http://lookbio.ru/ ). Четыре часа коноплеводы распинались о том, как полезна трава в жизни – чуть ли не космические корабли можно будет из неё строить. Но потом владелец компании в Мордовии объяснил, что это не такой уж и простой материал, для производства которого используются пестициды. Эта история – пример, как нужно изучать тему. Мне кажется, блогеры сейчас редко придерживаются таких правил.

Как блогер путешествует бесплатно?

Если соблюдать все правила и стать экспертом, то перед вами появится масса возможностей. Можно отправиться в пресс-тур. Я была в Финляндии, Эстонии, Германии, Китае. Тут и помогут связи, которые вы накопили. Если у вас есть знакомый журналист, который может вас порекомендовать консульству, вам повезло. У пресс-тура всегда есть тема. Это может быть переработка отходов или устойчивое развитие. Обычно вам оплачивают проживание, экскурсии и питание. А финны вообще говорят, что можно не писать никаких материалов. Но я привожу очень много всего, цепляюсь за маленькие темы.

Из последнего могу отметить фестиваль модного бренда SuperWood, который проводится каждый год. (http://www.nordicstylemag.com/2018/09/superwood-2018/ )

В России не контролируют приставки «эко»

К счастью, государство нас пока что не заметило. Даже если и обратило внимание, то помогать нам не надо, лишь бы не мешали.

Единственное, что не понимаю, как допускается «гринвошинг» и почему в России не контролируют приставки «эко». Многие компании озеленяются только на словах, в корыстных целях. Из Green в их способах и продуктах может быть только зелёный цвет.

Отели пишут: «Давайте беречь окружающую среду, не будем сдавать полотенца каждый день», а оказывается – они просто экономят.

Или реклама биобутылки «Бонаква». Это просто этикетка, а материал, из которого она сделана, остался прежним. Или «эко» щётка с зелёной щетиной в магазине, сделанная из пластика, тоже претендует быть экологичным атрибутом для дома.

А H&M, который принимает одежду на переработку, тоже лукавит. 99 % вещей там – это смесовые ткани, то есть эластан, нейлон, хлопок, которые можно только сжечь.

Начни с себя

Когда началось движение zero-waste, появилась интересная статистика. Если хотя бы 5% населения России будет перерабатывать отходы, то мы привлечём внимание власти.

А пока важен каждый человек, поэтому начни с себя:

— Перестань покупать пакеты в супермаркете. Их можно приносить с собой, в моей сумке – контейнер для еды, пакет для взвешивания и хлеба.

— Носи с собой стакан. Сейчас люди каждое утро пьют кофе в одноразовых стаканчиках и образуют для себя невидимый мусор. Взяли его вне дома и избавились там же.

— Уменьшай свой углеродный след. Сервера, где хранятся электронные письма, выделяют углекислый газ, который вредит атмосфере. Поэтому лучше сократить количество подписок и писем на своей почте.

— Бери воду с собой. Даже если вы один раз не выбросите пластиковую бутылку на улице, вы уже сократите ваш экослед. Он есть у каждого человека, и в зависимости от образа жизни, он может быть больше или меньше. Мой блог как раз посвящен способам, как его сократить.

— Отказывайся от пластиковых пакетов в магазинах. Когда я не беру их в дорогих магазинах, продавцы падают в обморок, но зато я помогаю природе.

— Отказывайся от печати чека. В метро запрещена установка мусорного ведра, поэтому эти бумажки, которые нельзя переработать, летают по всей подземке. Они крайне опасны – в них содержится Бисфенол А, который негативно влияет на работу организма.

Учтите, что в любой теме есть свои минусы. Если вы забыли мешок для хлеба, то остаётесь без него. Или же однажды мы собрались в Исландию и поняли, что без машины обойтись будет очень трудно.

Когда вы отказываетесь, к примеру, от привычки пить кофе из одноразовых стаканчиков, вы вкладываетесь во впечатления, а не в то, что вы потом выбросите. Это не ограничения, а новые возможности. Если вы к этому готовы, добро пожаловать.

Чтобы быть в теме, можно почитать:

1) СМИ, посвящённые экологии

— Lookbio.ru (http://lookbio.ru/), где вы узнаете об африканском суперфуде и органической косметике;

— информационный портал Look.bio http://look.bio/ , где есть информациях о ближайших конференциях;

— Натур Продукт (http://np-mag.ru/), где можно почитать о магазинах без упаковки, нашей жизни через 20 лет и о сознательной моде.

1) Экоблогеров и журналистов

— Дарья Чекальская (https://instagram.com/daria_check?utm_source=ig_profile_share&igshid=48kd5x3nakm7 ), которая учится по профилю «Экология» и является экспертом. С ней вы узнаете, зачем экономить воду, куда делись пчёлы и как умереть экологично.

— Блог Noplasticisfantastic (http://noplasticitsfantastic.ru/ ). В нем вы найдёте своеобразный гид на каждый день, который поможет жить экологичнее.

Также загляните в Союз экологических журналистов в Петербурге – http://spbsj.ru/about/gildiia-ekologhichieskikh

Текст – Мария Гончарова

Фото – Алия Усманова