Нет слова хуже, чем молодец

Автор: Анастасия Квасова, Анастасия Комова, Анна Кравченко Просмотров: 292

29 марта в Киноклубе Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ студенты вместе с экспертом Максимом Бельским (клипмейкером, оператором Данилы Поперечного, автором Youtube канала LongLive и экс-гитаристом группы «Montauk») думали и пытались решить, что лучше – отдавать все свои силы работе или уметь чередовать её с семейными ужинами и встречами с любимыми людьми? И кто сможет, посвятив жизнь только профессии, жить так, как живёт Эндрю Ниман – главный герой просмотренной в тот вечер «Одержимости».

Удача улыбается

Эндрю Ниман – молодой студент музыкальной консерватории Шеффера. Сутками напролёт он совершенствует своё мастерство игры на барабанах. Эндрю мечтает играть в лучшем джазовом оркестре консерватории, которым дирижирует Теренс Флетчер – живая легенда. И, о чудо: гений Шеффера берёт его барабанщиком в свой оркестр.

Победа-поражение-одержимость

Но дирижёр оказался непростым. Он требует совершенства от своих учеников, мозолей, кровавых пятен на барабанных палочках. «Нет слова хуже, чем молодец» – это аксиома Флетчера. Эндрю тяжело справляется с унижением, высмеиванием, да и когда на тебя бросают мебель – это не всегда приятно. В попытках доказать себе, Флетчеру, что он «из стали», Эндрю захватывает одержимость.

Что осталось за барабанами?

– Когда Дэмьен Шазелл (режиссер фильма) искал деньги, чтобы снять полнометражный фильм, он сперва сделал из него короткий метр, который взял награды на фестивале Cандэнс и, в конце концов, получил деньги на съёмку;

  • Фильм снят за 24 дня, а смонтирован за месяц. Для 107 минут – это почти нереально;
  • Во время наиболее экспрессивных сцен режиссер не кричал "Стоп!", так что Майлз Теллер (играющий Эндрю) играл на барабанах столько, на сколько хватало сил.

Камера, мотор!

Максим Бельский считает, что фильм качественно смонтирован: «Когда я вижу, как план трубы снят с трёх разных ракурсов, что каждый звук прекрасно подходит под картинку – это мастерство. Наверное, сделать такой фильм мог бы только человек, который фанатично увлекается музыкой, а режиссёр фильма фанатично увлекался музыкой. Он точно знает, как снять или наложить звук, чтоб это подействовало.»

Что общего между барабанщиком и автостопером-оператором?

Бельский практически отождествляет себя то с Ниманом, то с режиссёром фильма – трудный карьерный рост, бешеный темп работы, отсутствие финансов для съёмки и желание быть лучшим. Отсюда – готовность совершать какие-то, на первый взгляд, безумные вещи:

  1. Макс Бельский очень хотел снять клип на свою музыку. Однажды он пришёл в бар, где работал, забрал свою зарплату, снял на неё клип. И больше не приходил на работу.

2. Когда Бельский приехал в Петербург, оказалось, что комната, которую он снимает – это притон наркоманов, а бывшего жильца этой комнаты накануне арестовали за торговлю наркотиками.

Когда Макс сидел со своими вещами и думал, где ему жить дальше, мимо него прошёл Эрнесто Заткнитесь (поэт, музыкальный-исполнитель), и Макс тут же предложил ему снять клип.

Жить на взводе или размеренно?

– На самом деле, я сам не знаю, как лучше – доводить себя до кипения и сбивать руки в кровь, как это делает Ниман или нет. Мне кажется, и в фильме этот вопрос на грани. Но и на него в конце концов находится ответ, когда Флетчер говорит Эндрю, что Чарли Паркер не стал бы Чарли Паркером, если бы сломался после того, как Джо Джонс швырнул в него тарелки.

Следите за новостями Киноклуба в группе https://vk.com/kinoclub.jcspbu

Текст - Анастасия Квасова, Анастасия Комова, фото - Анна Кравченко