"Баба Валя" поменяла упаковку

Автор: Александра Сабынина, Дарья Мильчина Просмотров: 317

14 марта студенты Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ встретились с Мариной Нериновской. Руководитель пресс-службы Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу рассказала о том, где в рекламе заканчивается креатив и начинается нарушение закона.

Марина обратила внимание студентов на то, что федеральный закон «О рекламе» подробно и логично расписывает все положения, которые не должны содержаться в рекламном объявлении. Многие малые фирмы нарушают закон от незнания, а не от желания заработать больше денег.
«Вы можете рекламировать даже оружие, – начала Марина Нериновская, – на выставках, в специальных журналах, но не в интернете. Об этом тоже сказано в законе». Рассказ Марины содержал множество показательных и ярких примеров.

«Микрофинансы – это наша боль». В прошлом году Управление Федеральной антимонопольная служба посвятила много времени этой социально значимой истории. Очень многие люди попадаются в сети микрофинансовых организаций, а потом не могут с ними расплатиться. В последнее время поступает множество жалоб на вывески таких организаций, как «Деньга», «Займ-экспресс». Несмотря на то, что реклама – это информация, размещённая любым способом в любом месте, вывески не являются ею. Поэтому возбуждаться дело не будет. «Граждане обижаются, но мы считаем, что правы».

Завуалированная и обыгранная бранная лексика весьма часто встречается в рекламе, однако государственные органы не в состоянии решить пристойно или нет рекламное объявление, поскольку мнение о допустимости может быть различным. В таких случаях Федеральная антимонопольная служба обращается в Общественный Совет по рекламе, где эксперты выносят вердикт. Петербург не славится обсценнтой лексикой, но агентство по недвижимости «Александра» выделилось. Представитель компании объяснял использование непристойных слов тем, что Выборгский район неблагополучный, поэтому агентство стремилось разговаривать с клиентами на их языке. Он также чествовал букву «Ё» в русском языке. Впрочем, УФАС осталось равнодушным и возбудило дело. Вывеска «И вдруг, глядь, какая куртка» попала в рассмотрение антимонопольной службы после жалобы депутата Виталия Милонова. «Мы не стали никого штрафовать, – подчеркнула Марина, – но постер всё же был снят. Наверное, даже хорошо, что госорганы не со звериным оскалом, а с пониманием относятся к сомнительному креативу».

Ещё один бич в рекламной сфере – это недобросовестная конкуренция, которая дискредитирует соседей по производству и вводит в заблуждение потребителей контента. Часто подобным грешат мобильные операторы. Резонансным стало дело о маслах «Валио» и «Баба Валя». «На сайте УФАС оно даже собрало 21 тысячу голосов», – упоминает Марина (на сайте http://spb.fas.gov.ru/ каждый может принять участие в опросе). Компания «Баба Валя» получила благодаря этому делу «чёрный пиар» и в конце концов самостоятельно изменила упаковку. Признание ошибки со стороны нарушителя освободило его от выдачи предписания, но, впрочем, не от административной ответственности и штрафа.

Марина Нериновская призвала не нарушать закон: «Читайте его иногда перед сном. И всё у вас будет хорошо».