Ложку за культуру, ложку за новые медиа

Автор: Ангелина Лаврова, Алина Пупкова Просмотров: 336

Почему у интернет-издания без мобильной версии нет будущего, о лайфхаках веб-аналитики и о том, чем заинтересовать читателя, кроме секса и денег, рассказал на мастер-классе в СПбГУ главный редактор интернет-издания «Субкультура» Евгений Леонович.

Сечин, Улюкаев, рок-н-ролл

«Сегодня на рынке медиа издания борются за одну главную вещь – интерес читателя. О чём вам интересно читать?» – Евгений адресовал публике вопрос. Ответы студентов разнились: одним интересна жизнь города, другим – глобальные международные проблемы.

По мнению журналиста, существует девять беспроигрышных тем, вызывающих интерес к материалу: выгода (улучшение существования), деньги, новости (как изменения), жизнь звёзд, ТОПы и рейтинги, потенциальные угрозы, экзотика, конфликты и секс (в прямом и переносном смысле).

– Если на картинке – привлекательная девушка, велика вероятность, что мужчина-читатель эту новость посмотрит, – комментирует редактор «Субкультуры». – Когда пишете статью, ответьте себе на вопрос: какие из этих категорий я использовал? Можете даже экспериментировать, комбинируя категории, и последить за откликом аудитории.

Статьи об изменении цен с 1 января, криптовалютах, жизни звёзд шоу-бизнеса, террористических угрозах и конфликтах (например, между Улюкаевым и Сечиным) – то, что по мнению Евгения конкретно сейчас ищет общество.

Кофе на бегу, газета в телефоне

С приходом новых медиа изменилось то, что медиа перестали быть точкой входа в интернет. Общество получает новости из социальных сетей, редко переходя по ссылке на сайт. Евгений Леонович уверен, что это задача, которую нужно решить новым медиа: «Мне, как издателю, важно, чтобы читатель заходил на сайт. Потому что социальные сети сложно монетизировать. Чем успешнее живёт сайт – тем больше денег платим журналистам. Основная часть рекламы приходится на него. Проблема издателя в том, что посетитель потребляет в социальной сети контент по модели „зайти и выйти”, а не „прочитать всё, что опубликовано на сайте”».
Чтобы читатели переходили на сайт, журналист должен обладать навыками для работы в интернет-изданиях. Какими?

Пять заповедей журналиста по Леоновичу

1. Уметь искать информацию. Классификация источников по важности: государственные органы и службы; эксперты; очевидцы; другие СМИ. Важно использовать инструменты мониторинга социальных сетей. Аккаунты в Twitter, Facebook и Instagram есть у большинства знаменитостей, политиков, ведомств и министерств. Так, о смерти Бориса Немцова стало известно после твита Ильи Яшина.

2. Уметь фильтровать. «Писать нужно для своей целевой аудитории. Если мы пишем о пенсиях, то представляем перед собой бабушку. Часто издания не понимают, для кого пишут», – негодует журналист.

3. Уметь толковать информацию. Не «правительство осуществляет действия, направленные на стабилизацию экономической ситуации», а «правительство пытается спасти экономику». К тому же, стоит объяснять термины и неочевидные вещи.

4. Уметь проверять факты. Находить первоисточник или альтернативный источник, работать с социальными сетями. «Нельзя принимать всё за чистую монету».

5. Уметь «вкусно» подать материал. Нужно использовать «крючки» в текстах, заголовок и лид не должны обманывать читателя. «Вы представляете репутацию того издания, которое за вами стоит. Бывают случаи, когда из-за некомпетентных журналистов издания ссорятся с партнёрами», – добавляет Евгений. – Стоит делать подзаголовки – читателю приятно, когда он легко найдёт то, что ему нужно.

– Сегодня критерий один – либо вы делаете интересно, либо не интересно. Вас либо читают, либо не читают. Пример: Юрий Дудь, который делает большие интервью – их смотрят вопреки мнению, что на YouTube контент дольше 15-20 минут – это перебор, – резюмирует спикер.

Как важно быть мобильным (немного веб-аналитики)

– Если у вашего интернет-издания нет мобильной версии, я вам советую её внедрять как можно скорее, – советует Евгений. – 48,8% читателей посещают сайт «Субкультуры» со своих телефонов. Реклама в мобильных версиях стоит в разы дороже, чем реклама на планшете и компьютере.

Узнал Евгений Леонович о предпочтениях аудитории читать с мобильного благодаря «Яндекс. Метрике», которую он советует использовать студентам для анализа деятельности аудитории интернет-изданий.

– Вас похвалила подруга или коллеги, сказали, что вы классно пишете. Но «Яндекс. Метрика» поможет вам понять, кто на деле ваша аудитория, куда она кликает и как долго рассматривает картинки.

Об аудитории «Субкультуры» в цифрах:

1. С помощью этого приложения можно узнать, из каких городов и стран читатели. Аудитория «Субкультуры» в начале (2011) состояла из жителей Санкт-Петербурга, сейчас петербуржцы составляют лишь 14%.

2. «Субкультуру» стало читать больше женщин (64%). Это связано с тем, что на сайте появляется много материалов про книги.

3. Возраст аудитории: 28,2% – меньше 18 лет; 27,4% – 18-24 года; 22,4% – 25-34 года.

4. Самые «кликабельные» рубрики – музыка и репортажи.

Субкультурность

– Этот инструмент для веб-аналитики – один из современных трендов. Вам, как журналистам, нужно постоянно за ними следить. Если два года назад спрашивали, есть ли у вас Telegram-канал, то сейчас возмущаются: «как?! У вас нет Telegram-канала?», – рассказывает редактор.

Начинающим журналистам, сидящим в аудитории, Евгений Леонович даёт совет: «перед тем, как выбрать направление в журналистике, определитесь, нравится ли вам это, чтобы спустя пять лет не впасть в депрессию».

А на вопрос о том, какие издания о культуре нравятся главреду «Субкультуры», он приводит «Rolling Stone Russia» (http://www.rollingstone.ru) и советует больше читать мировые СМИ о культуре на английском языке.

– А вообще, читайте «Субкультуру»! Если у вас есть желание, начинайте писать сейчас. Мы ждём толковых ребят, которые готовы заниматься журналистикой. А писать у нас можно хоть из Америки.

Почитать «Субкультуру» можно по ссылке https://sub-cult.ru

Текст – Ангелина Лаврова
Фото – Алина Пупкова