«Стало быть» «Развилкой» по «Мясоеду»

Автор: Анастасия Голикова, Дарья Попова, Диана Рафаэлян Просмотров: 328

23 марта в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ прошёл конкурс медиастартапов. Экспертами выступили дата-журналист Андрей Дорожный и шеф-редактор spbdnevnik.ru Ксения Ахметжанова. Что будут разжёвывать первокурсники подросткам? Зачем создавать чёрные страницы? И как можно создать СМИ на кухне? Девять команд-участников представили проекты своих периодических изданий и ответили на вопросы потенциальной аудитории.

Хьюстон, у нас периодика

– Эта мысль сидит во мне с 17 лет, от неё нельзя отвязаться. Я прихожу в книжные магазины и все журналы белые. Меня уже раздражает белый цвет и пустота, – говорит об идее черных страниц идеолог и верстальщик журнала «Холодно» Мария Леончик. – Когда вы держите в руках чёрную бумагу, вы относитесь с большим вниманием к тому, что там написано. Да, и просто это эстетично.

«Холодно» – СМИ для молодёжи о нашем времени «его бытии и его сказках», как объясняет Мария. Это не унылый журнал, призывающий к самоубийству, а пресса для интровертов. Редакторы мечтают занять нишу «России без нас» и «Метрополя».

«Жвачка» – просветительский и развлекательный проект для подростков. Он создан, чтобы говорить «просто о сложном и открыто о запретном», как считают создатели. Основной упор редакторы ставят на визуализацию – в СМИ много инфографики, фотографий, интерактивных карт.

– Мы сидели на кухне и вспоминали, что мы делали в 14. Сошлись на том, что у всех были разные интересы, но все жевали жвачку, как бешенные. Это такая подростковая тема – «мам, дай денег на жвачку». Так и родилось название, – объясняет корреспондент издания Алёна Грачёва.

Создатели научно-популярного журнала «Очень тёмная материя» решили посоревноваться с такими гигантами как «Пост-наука» и «Кот Шрёдингера». Они верят, чем больше область человеческого знания, тем шире незнание. В начале СМИ будет специализироваться на научных исследованиях СПбГУ, а затем стараться выйти за рамки университета. В первом материале своей ведущей рубрики «Хьюстон, у нас ответы», редакция представила интервью с доктором биологических и филологических наук Татьяной Черниговской об искусственном интеллекте.

Самиздат «Развилка» – альтернативное развитие журналистики в студенческой среде, по мнению его авторов. Редакция ориентируется на молодёжную аудиторию и не планирует регистрироваться как официальное средство массовой информации.

– У нас нет жёсткой цензуры, мы лояльны ко всем темам и отвечаем на запросы аудитории. Мы публикуем тексты читателей почти без редактуры, а над мультимедийными форматами работает большая часть редакции, – объясняет бильд-редактор «Развилки» Рахман Исаев.

– Мы третий курс, поэтому мы можем позволить себе такую роскошь, как нишевое направление СМИ, – считает редактор издания о Петербурге «Стало быть» Маргарита Фещенко. – Наш проект построен на трёх основных постулатах: история, современность и связь с атмосферой города.

Подразумевается, что портал будет разделён на два блока: о настоящем и о прошлом, а оба текста рубрик посвящены одному и тому же месту, но в разные промежутки времени. Также редакция планирует переводить некоторые материалы на английский язык, чтобы популяризировать образ Санкт-Петербурга за границей.

– Чем мы отличаемся от остальных научно-популярных СМИ? Во-первых, мы не ставим жёстких возрастных рамок. Молодёжью можно быть и в 20 и в 35 и вообще в любое время. Во-вторых, мы пишем не о науке, но с помощью науки объясняем то, что происходит вокруг нас, – говорит редактор молодёжного научно-популярного журнала о повседневности «Подумаешь?» Анастасия Генельт.

На создание проекта третьекурсников вдохновил электив по психологии и педагогике. Чтобы не прослыть «диванным психологами», создатели планируют беседы с экспертами о темах, которые волнуют большинство студентов каждый день.

Мясо на логотип «Мясоеда» означает, что материалы подпитывают мозг и питают эмоции. Это издание обо всём: от печальных историй с плохим концом до экспериментаторской журналистики. СМИ нацелено на молодёжную аудиторию. Создатели интернет-портала планируют также организовывать встречи участников рубрики #БЭДТРИП, чтобы уберечь своих читателей от несчастных случаев.

– У меня давно было желание сделать какое-нибудь СМИ, но концепцию до конца не продумывала, – рассказывает редактор журнала Стася Кудряшова. – По дороге от универа до метро мы с Кристиной придумали название рубрик, а потом собрались на кухне и прописали план. На следующий день мы встретились с SMM-менеджером, болтали и рисовали логотип. А через неделю сверстали всё в Тильде. Мы почти не работали и, может быть, поэтому наши рубрики не похожи друг на друга.

По фронтам видеомастерских

Первокурсники с направления «Реклама и связи с общественностью» представили свой проект видеомастерской. Цель – объединение университета и абитуриентов. Создатели хотят приглашать видеомейкеров для обучения корреспондентов, чтобы делать хорошие репортажи и интервью силами Института.

Суть YouTube-шоу «По фронтам» – столкнуть две точки зрения на популярные тренды и разрушить мифы о них, которые рождаются в интернет-среде и вводят в заблуждение.

– Мы будем приглашать в проект блогеров, которые развивают определённую тематику и экспертов, которые будут спорить с ними и доказывать зрителям, что модные течения не всегда состоятельны, – объясняет редактор и оператор проекта Дарья Сидорова.

В каждом выпуске 12 «присяжных» будут выносить свой приговор тренду. Сейчас проект ищет сотрудников и просто желающих поприсутствовать в роли зрителей.

Два миллиона никому не достанутся (а их и нет)

– Мы живём в удивительное время, когда можно сделать медиа на коленке, – говорит Андрей Дорожный. – Круто, что проекты экспериментируют с форматами, поднимают какие-то молодёжные и социальные проблемы, что вы делаете что-то про Петербург. Сейчас здесь кризис медиа. Будет классно, если хоть один проект выживет и займёт своё место в нише таких СМИ.

Жюри ещё не вынесли свой приговор, чья идея будет реализована на одной из платных платформ-конструкторов.

– Нам нужно время подумать. Во всех проектах есть и плюсы, и минусы, – объясняет заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций Камилла Нигматуллина. – Хорошие люди, но недокрученные идеи. Хорошая идея, но люди, которые неубедительно рассказывают, что эта идея хороша. Везде были недокрутки, поэтому мы будем долго думать над тем, чтобы слепить что-то общее. Но, если бы у меня было пару миллионов, я бы сегодня их никому не отдала.

Текст – Анастасия Голикова

Фото – Дарья Попова, Диана Рафаэлян