Эмоциональный интеллект в информационном пузыре

Автор: Марина Царёва, Сабина Наджафова Просмотров: 237

17 апреля в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ начала работу конференция «Comparative Media Studies in Today’s World». Темой для обсуждения стали эмоции и рациональность в работе медиа. В открытой дискуссии в 2018 году участвуют гости из Германии, Китая, Америки и России.

Эмоции правят миром

Главной темой пленарного заседания «Межкультурные взгляды на взаимодействие эмоций и политики» стали изменения в способах освещения событий и ведения политических кампаний. Эксперты пытались понять, как в разных странах проявляется склонность к эмоциональному или рациональному разговору о современных проблемах. Бесс Юэ Ван из Гонконгского баптистского университета утверждает, что в Китае эмоции стали касаться всех сфер публичной жизни.

По мнению Зизи Папачарисси из Иллинойсского университета в Чикаго, именно новые медиа усиливают воздействие на общество и порождают большую подверженность эмоциям, а не разуму. Каролина Линдекамп из Технического университета Дортмунда в Германии называет это одной из характеристик популизма.

Профессор СПбГУ Дмитрий Гавра считает, что соотношение эмоций и разума меняется в зависимости от исторического периода: «Мы видим, как во многих странах политический климат становится всё более жарким. Когда я в роли политтехнолога участвовал в одной из первых своих кампаний в 1999 году, социальная напряженность возрастала, что объяснялось событиями в стране. В кампании 2014 года «эмоциональным инструментом» стал Крым, который оказывал большое влияние на настроения населения. Конечно, мы использовали это».

Точка нейтральности

В Гонконге при противостоянии журналистов и официальной линии политиков не принято использовать подобные методы.

– Только нейтральность может быть инструментом объективности, – считает Бесс Юэ Ван. – Здесь можно говорить об эмоциональном интеллекте. Этот термин лучше всего подходит, чтобы рассказывать о сложных темах.

Как появляется «пузырь»?

Дмитрий Гавра иногда скептически относится к новым способам предоставления информации, потому что в России уровень владения Интернетом несколько ниже, чем в других европейских странах.

– Аудиторию в нашей стране можно разделить на два круга. Первый – это высокообразованное население городов-миллионников, в частности, Москвы и Петербурга. Но если вы думаете, что они представляют всю Россию, – вы ошибаетесь. Есть другая аудитория, которая привыкла к телевизионному вещанию и использует только традиционные способы получения информации. Можно ли здесь говорить о стандартах и классическом маркетинге?

Конференция проходит в Институте уже в шестой раз. В этом году секции будут работать до 19 апреля по трём направлениям: «Theories and Issues», «Tech Communication» и «Russian Media». С программой мероприятия можно ознакомиться здесь: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1523872218_0133.pdf. Следить за новостями с конференции – в группе «ВКонтакте»: https://vk.com/news.jcspbu.

Текст – Марина Царёва

Фото – Сабина Наджафова