Идея есть – питчить надо

Автор: Маша Кокоурова, Маргарита Шестакова Просмотров: 228

Почему не отвечает главред, где искать идею для материала, куда и как её грамотно запитчить обсудили на третьем интенсиве кафедры цифровых медиакоммуникаций. Спикером и хранителем значения волшебного слова «питч» стала Дарья Аминова, которая пишет для «Бумаги», Russia Beyond the Headlines, платформы Гёте-Института Konverter и множества других медиа. Пересказываем основное.

Что такое питч вообще? Это от слова «спич» – говорить? 
Нет, но этот термин тоже пришёл к нам из английского, точнее, из бейсбола. Питчер в этой игре тот, кто подбрасывает мяч. Переводя на русский журналистский язык, питчить – подкидывать, но не мяч, а идеи. Иначе это краткая и структурированная презентация проекта или журналистского материала. Главная его цель – заинтересовать. «Я, конечно, полный гуманитарий, – признается Дарья, – но все же попробовала вывести формулу хорошего питча: идея + обстоятельства – ошибки».

А у меня кризис и вообще нет идей.
Не страшно. Определяемся для начала с направлением. Политика, экономика, культура или что-то другое – выбираем сферу. 
Начитываем СМИ на эту тему. На основе других материалов у вас может родиться своя эксклюзивная идея + варимся в этом для того, чтобы быть в курсе трендов и новостей.
Спрашиваем. Фиксируйте в голове те проблемы и события, которые волнуют ваших друзей. Задавайте вопросы своим подписчикам – не ждите шквала фидбека, но так найти интересную историю шансы точно повышаются.
«Попробуйте сыграть в игру „я никогда не...“. В неё полезно играть, чтобы вылезти из информационного пузыря. Схема простая: каждый день вы старайтесь читать тот паблик или СМИ, которым раньше не интересовалась или просто не читали до этого» – делится лайфхаком Дарья.

И как тогда обойтись без ошибок? 
Во-первых, не забывай, что питч – это твоя первая статья. Уже здесь потенциальный редактор будет оценивать адекватность и «лёгкость слога». 
Во-вторых, краткость. Старайся не вылезать за пределы десяти предложений. Это советует редактор «The New York Times» Тим Херрера. 
В-третьих, думай как редактор. Херрера пишет, что получает от 10 до 200 питчей в день. И только несколько из них может назвать «годными». 
В-четвёртых, проверяй: можешь ли ты представить свой текст в желаемом СМИ уже завтра? Если да, то твой питч уже летит редактору.
И в-пятых, домашка! И это половина успеха. Изучай то медиа, где ты хочешь опубликоваться. Знай его аудиторию, концепцию, требования к авторам и их материалам. А ещё пробивай по тегам и «поиску по стене» ключевые слова по своей теме, чтобы не повторяться.

А если у меня уже есть крутая идея, примерный план материала – куда писать то? 
Изучаем тепловую карту СМИ (http://go.free-publicity.ru/heatmap). Это таблица, где собраны контакты редакторов, конкретная специфика множеств медиа и даже указана сложность попадания вашего материла туда.

«Есть ещё такая штука – профессиональный идиотизм. Это когда ты не можешь читать как читатель, а делаешь это как журналист или редактор. Это хороший скилл, если им не злоупотреблять», – Дарья о том, что журналистам, особенно начинающим, к любому произведению или материалу стоит относиться критически. Анализировать и думать: что бы я убрал, а что бы добавил.

Передо мной чистый лист. С чего начать письмо редактору?

  1. приветствие. Только без «доброго времени суток» – это моветон, правда. Лучше нейтрального «здравствуйте» пока ничего не придумали;

2. сам питч. Лаконично описываем идею. Эксперты и визуалка – это козыри, помним;

3. мини-самопрезентация. Здесь перечисляем все регалии и достижения, которые могут приблизить тебя к званию эксперта в сфере, о которой пишешь;

4. не забудь попрощаться! И оставить свои контакты.

Но! Второй и третий пункт можно менять местами в зависимости от уровня «экспертности». Если ты обладаешь каким-то уникальным опытом в том, о чем пишешь – говори об этом сразу после приветствия.

– Лично у меня фейсбук – чисто для работы. Контакт – что-то среднее. А Инстаграм... Надеюсь, вы меня там никогда не найдёте, – Дарья считает, что у каждого журналиста должен быть хотя бы один профиль, полностью посвящённый работе, которым вы и делитесь в письме.

«Пиши пьяным, редактируй трезвым» – Дарья цитирует Хемингуэя и раскрывает секреты грамотного оформления питча. 
– Не забудь про тему письма. 2/3 журналистов решают открывать на почте письмо или нет, глядя на тему.
– «Подшиваем» – учитываем стиль общения в редакции. Для «Бумаги», например, позволителен чуть меньший официоз, чем в том же «Коммерсанте». И + персонификация. Не ленимся пробивать ФИО редактора, причём конкретно того отдела, где ты хочешь опубликоваться. 
– Дай отлежаться – не отправляй письмо «между делом». Пусть «остынет» и на утро ты точно найдёшь там то, что стоит отредактировать.

Но иногда приходится питчить свою идею оффлайн – лицом к лицу. Не бойся говорить на реальную аудиторию – так ты получишь более скоростной фидбек (как минимум!).

И вот четыре правила для питчинга оффлайн:
– запомниться и выделиться. Желательно, остаться в рамках приличия;
– будьте энергичнее, чем публика. И в физическом, и в эмоциональном плане. Надо гореть той идеей, которую вы питчите;
– настройтесь и смотрите в глаза. Либо на самое доброе и благосклонное лицо в аудитории (оно всегда есть. Ну хотя бы одно). Либо поверх голов;
– полюбите вопросы. Гораздо хуже, когда их нет. И при подготовке всегда оценивайте себя критически, задавайте сами себя самые каверзные и неудобные.

Впервые в этом семестре в интенсиве кафедры цифровых медиакоммуникаций смогли принять участие все желающие. Студентка первого курса Маша Гончарова, к примеру, даже поборола свой маленький страх: «Убедилась, что писать редактору и „двигать“ ему свою идею даже лично не так уж страшно. Ещё понравилась практика. Мы создавали свои проекты и презентовали их публично. А Дарья давала крутые и нужные советы. Теперь я лучше понимаю, как воплотить в жизнь идеи, которые давно крутятся в голове».

Текст – Маша Кокоурова

Фото – Маргарита Шестакова