Инфографика выходного дня

Автор: Марина Царёва Просмотров: 213

Джон Сноу, наркотики и Крымская война. Что вообще происходит в мастерской по журналистике данных?

19 марта в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ начала работу мастерская по журналистике данных. Двухнедельный интенсив ведут дата-журналист Андрей Дорожный и аналитик данных Сергей Устинов. На первом занятии студенты узнали, чем журналистика данных обязана Крымской войне и почему это так популярна сегодня.

История

Первым дата-журналистом можно считать британского доктора Джона Сноу. Он нанёс на карту Лондона сведения о количестве заболевших холерой – им была составлена первая инфографика. Таким способом анализа данных он выявил источник заражения горожан – колонку.

Первый социальный дата-материал создала сестра милосердия Флоренс Найтингейл из Великобритании. Она проанализировала сведения об умирающих солдатах во время Крымской войны. В результате исследования она определила закономерность: в основном, люди умирали не от ран, а от побочных явлений, в частности, от антисанитарии. Её работа положила начало социальной статистике, а также помогла улучшить условия содержания больных в госпиталях.

Теория

Журналистика данных – это та область журналистики, которая занимается сбором, обработкой и визуализацией информации. Андрей Дорожный объясняет растущую популярность этой сферы тем, что сейчас мир стал слишком сложным, а, значит, пришло время объяснения его явлений простым языком. Главная задача визуализатора – представить материал в такой форме, чтобы он не только мгновенно считывался получателем, но и заставлял читателя остановить свой взгляд на нём.

Самые популярные темы для дата-журналистики – это политика, финансы и расследования. Эту информацию сложно подавать только в текстовом виде – графическое оформление облегчает её восприятие. У материала здесь обычно бывает три цели: привлечь, объяснить или призвать к чему-либо.

Его создание может начинаться либо с идеи, либо с актуальных данных, которые требуют визуализации. Сегодня каждая тема интересна аудитории совсем недолго, поэтому на создание инфографики с инфоповодом у журналиста есть 2-3 дня. По словам Андрея, выходные в неделе – своеобразная линия отсчёта, после которой стоит начинать работать над новой повесткой.

Начиная анализ данных, нужно придумать 7-10 гипотез, которые либо подтвердит, либо опровергнет итоговый материал. Если при анализе данных понятно, что этого не происходит, стоит вернуться на стадию разработки идеи. «Не стоит выпускать материал ради материала», – считает Сергей.

Практика

Уже на первом занятии студенты начали работу над материалами. Из 70 заявок на интенсив по дата-журналистике Андрей Дорожный и Сергей Устинов выбрали всего 20. «Две недели участники курса будут делать свой материал. В конце должен получиться продукт такого уровня, чтобы его можно было опубликовать в городских медиа», – планирует Сергей.

Идеи участников они разделили на тематические группы: кино, метро, выборы, улицы, дороги, благотворительность. На первом занятии студенты искали уже существующие дата-материалы по выбранным направлениям, чтобы лучше понимать, как дальше работать с собственной идеей.

– Преподаватели показали много своих и зарубежных материалов – то, на что нам можно ориентироваться. Работы с данными ещё не было, но мы уже познакомились и обработали идеи, – делится впечатлениями о первой лекции Анастасия Воробьёва. – Наша группа будет работать над темой про наркотики. Сначала мы хотели проанализировать количество вынесенных приговоров по статье 228 по районам Петербурга, но оказалось, что такой материал уже есть. Поэтому идея несколько изменилась – мы будем смотреть по годам, в каких районах в каком году было больше всего дел, связанных с наркотиками, и как это связано с нововведениями в законодательстве.

Первый курс в Петербурге по визуализации данных будет проходить до конца марта. 30 марта в 17.30 в 203 ауд. пройдёт презентация подготовленных проектов.

Мастерская по журналистике данных – второй интенсив кафедры цифровых медиакоммуникаций СПбГУ. В конце февраля начались занятия в мастерской Андрея Фатеева «Цифровые сервисы».

Марина Царёва