Как открыть бизнес после окончания журфака

Автор: Татьяна Кропотова, Маргарита Шестакова Просмотров: 73

Пришёл в медиа – ушёл в предпринимательство, выиграл 15 раз «Брейн-ринг», написал книгу и разработал серию тренингов. О своём профессиональном пути рассказал Евгений Мачнев

- выпускник факультета журналистики СПбГУ 1993 года;

-генеральный директор группы компаний «ЕВМ»;

- разработчик деловых игр и игровых форматов с 20-летним стажем;

- автор программ и модератор крупных деловых мероприятий - постоянные клиенты: Норникель, Газпром нефть, Сбербанк, ВТБ, Роснефть, Росатом, Благотворительный фонд В.Потанина, Сургутнефтегаз, ЕВРАЗ, Правительство Москвы;

- 15-кратный чемпион Первого канала по интеллектуальной игре «Брейн-ринг» в составе команды UMA;

- автор книг «Развлекупки. Креатив в розничной торговле», «Социальный маркетинг в бизнес-практике» и других.

От журналистики к тренингам в сфере бизнеса

Сначала я пошёл работать в некоммерческую организацию. Это было время девяностых, к нам приезжало много зарубежных дорогостоящих тренеров. Российский бизнес тогда не мог их себе позволить, но благодаря грантовой поддержке мы их к себе приглашали. Я видел перед собой крутые образцы! Задачей было повторение их тренингов для российских организаций. Начал практиковаться и понял, что это моё. В 2003 году создали свою компанию и до сих пор развиваемся в этой сфере.

Какие бонусы дарит журналистское образование

Факультет журналистики – не только образование, это скорее нетворкинг, интеллектуальное развитие плюс академическая база. А эта база в симбиозе с любопытством оказалась очень важна. Тренерство невозможно без широкой эрудиции. Людям неинтересно дольше 15 минут слушать человека, у которого меньше кругозор, чем у них.

Что делать, если ты придумал суперпроект, а о нём никто не знает:

– метод ОБС («одна бабушка сказала»), сарафанное радио;

– подтягивать все связи. Вот тут помогло моё образование. Мы с коллегами из «Делового Петербурга» (редактором был мой однокурсник) придумали реалити-шоу в газете. Когда набирали персонал в одну компанию, решили оценивать кандидатов прямо на бумажных страницах. Читатели голосовали, активно участвовали;

– если ваш проект действительно новый и уникальный, нужно стараться ввести его в оборот. Мы запустили электронный журнал о деловых играх, когда никто еще не знал, что это такое – деловые игры.

Как не раствориться среди моря подобных организаций

Существует много вузов, а все стремятся в СПбГУ. По той же причине идут дела и у нас. Мы в России открылись одними из первых и проработали уже 15 лет, соответственно, у нас больше опыта, контактов, людей. Специфика нашей тренинговой деятельности была тогда всем в новинку, а о деловых играх вообще никто не знал. Даже понятия такого не было, мы сами это вводили в Россию, а сейчас деловые игры – треть нашего оборота. Клиентов всегда заботит качество, которое мы можем им гарантировать. На этом и выигрываем.

Выиграть «Брейн-ринг» 15 раз – в молодости не страшно!

Было прекрасное время в начале 90-х, когда на «Первом канале» шла эта игра. Помню, собирались на съемки в «Останкино» и 10 дней жили в бурной тусовке. За один раз на весь год снимался «Брейн-ринг». Каждый день играли по три игры, каждую из которых в течение года показывали по телевидению. За это время мы 15 раз стали чемпионами. Сначала выиграли у Одессы: Бурды, Вассермана, что было для всех вокруг шоком. Всем в нашей боевой команде было по 20-22 года, а из соперников в основном бородатые люди. Я играл вместе с Михаилом Дюбой, Леной Кисленковой, Михаилом Муном, Сергеем Виватенко. На первый автомобиль я заработал как раз тогда. Пригнал из Финляндии бэушную «пятёрку жигули». За победу мы получили от спонсоров телепередачи около 5 тысяч долларов на каждого – сумасшедшие деньги по тем временам.

Когда пришла идея написать книгу «Развлекупки»?

В начале двухтысячных одним из основных наших клиентов был растущий розничный бизнес. Было видно, что все стремятся сделать одно и то же – победить конкурента демпингом. Кто сделает скидку 50%, выиграет у того, кто сделал 30%, но в итоге в минусе все. Компании рушатся или идут на обман клиентов. Я начал анализировать, как можно привлечь российского покупателя без скидок. По результатам создал собственную энциклопедию. Ко мне до сих пор обращаются издательства и предлагают выпустить «Развлекупки 2.0». Сейчас в этом нет смысла: розница строится по сетевым лекалам, которые используют свои в основном ценовые механизмы. Старые фишки работают, но в малом ритейле, а он очень креативен уже и без всяких книг, к тому же, многое можно найти в Интернете. Но в разных городах до сих пор встречаю владельцев и руководителей ритейла, которые книгу помнят и её советами пользуются.

Советы студентам:

- как минимум, закончить Университет. Это даёт возможность прокачать свой мозг, углубить знания, научиться мыслить;

- завести полезные контакты, связи. Среди моих знакомых есть один из основателей Gett taxi, бывший редактор «Делового Петербурга», а ныне прекрасной сетевой «Мойки, 78», руководители НТВ, РТР, PR-менеджер Императорского фарфорового завода, председатель Союза сухих строительных смесей, кого только нет! И всё это – мои однокурсники или те, кто был годом старше или младше. В нужные моменты эти знакомства помогают.

Текст – Татьяна Кропотова

Фото – Маргарита Шестакова