Малая о большом

Автор: Карина Магомедшафиева, Сабина Наджафова Просмотров: 116

Узнать, кто главный конкурент традиционных изданий, с чего начать осваивать социальные сети и нужны ли лонгриды региональным СМИ можно было на четвёртом фестивале малой прессы в Институте «Высшая школа и массовых коммуникаций» СПбГУ.

Корпорация на коне

Что за ZIN-формат и почему он вновь популярен? Доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе СПбГУ Елена Быкова рассказывает про основные тренды в корпоративной прессе:

– традиционная журналистика вынуждена мигрировать в сторону маркетинга;

– «в мире, поражённом болезнью fake news», ничего не вызывает такого доверия у читателя, как прошедшее 350 проверок, чтобы не повредить лицо компании, корпоративное издание;

– человеку недостаёт элементов из медленного, аналогового мира в большом, быстрорастущем мире цифры, а это ведёт к распространению ZIN-формата;

ZIN – (от слова magazine), осязаемый буклет/журнал о нашем продукте и смежных проблемах, передаваемый из рук в руки.

У корпоративных изданий есть и свои проблемы, с которыми Елена Быкова предлагает справляться так:

  • на заводе проблемы с зарплатой, а написать в газете про проблему нельзя? Тогда лучше поговорить с начальством. Проблемы нельзя замалчивать. Например, «Аэрофлот» в бортовом журнале рассказал, что компания уволила стюардессу, отправившую в Twitter сообщение в нетрезвом виде с борта самолёта;
  • каждый хочет читать про себя, но невозможно написать про каждого из двух тысяч операторов цеха. Поэтому можно и нужно «идти в народ» и разговаривать с людьми про их хобби, например. Таким образом, стимулировать людей самим приходить в редакцию, чтобы о них рассказали;
  • аудитория уходит в социальные сети, как на свободную площадку, где можно обсудить проблемы. Поэтому нужно стремиться к балансу с ведением социальных сетей и подачей информации в издании. Нужно пробовать применять новые форматы (инфографика, больше цифр, лонгриды).
  • Крутимся на разных платформах

    Алина Третьякова из агентства «Nextmedia» делится советами по ведению аккаунтов издания в социальных сетях:

    – отвечать на все комментарии, особенно негативные;

    – все видеопубликации и ссылки на материалы сопровождать текстовой подводкой;

    – умная лента «Вконтакте» любит статьи, поэтому помните, что большой текст в посте никто не прочтёт и лучше заверстать статью;

    – занимаемся геймификацией контента (это, кстати, главный тренд 2019 года), то есть привлекаем игровую механику для вовлечения социальных сетей во взаимодействие с брендом. Нам понадобятся тесты, игры, конкурсы, пусть даже самые примитивные.

    Что нам важно, кроме этого?

    • сбор любых реакций;
    • попадание в раздел «Рекомендации»;
    • виральный охват (посты видят и друзья подписчиков);
    • вероятность получения отметки «Прометей». Паблики «Горэлектротранса» и Университета ИТМО уже получали свой «Прометей», после чего к ним приходила новая аудитория .

    Алина советует быть весёлыми в социальных сетях, помнить про квизы (тесты/викторины, которые играют на желании читателя узнать себя получше, вроде «Какое ты животное?») и не уходить из «Одноклассников»

    Какой лонгрид?

    Маргарита Фещенко, студентка четвёртого курса Института «Высшая школа журналистики» СПбГУ, изучает лонгриды в региональных медиа. Их там мало по нескольким причинам: не хватает финансирования, необходимых навыков у журналистов. Но, если есть возможность, то лонгрид может помочь:

    1. привлечь аудиторию;

    2. поднять имидж издания;

    3. сбежать от рутины; 4. рассчитывать на премию «Редколлегия» (в размере 2000$);

    Разнообразить текст помогут простые функции: врезки, видео/фото материалы и карты (например, с платформы ThingLink).

    Ваш лонгрид может быть опубликован как на платформе Tilda (её платной и бесплатной версиях), так и интегрирован на сайт вашего издания.

    Малая пресса ежедневно сталкивается с теми же проблемами, что и крупные федеральные СМИ, потому и средства по борьбе за аудиторию, конкуренцией и оригинальный контент у них схожи. Кафедра цифровых медиакоммуникаций СПбГУ разработала специальную программу дополнительного образования для районных, муниципальных и корпоративных СМИ «Региональная журналистика в Интернете». Преподаватели кафедры предлагают трёхнедельные курсы повышения квалификации, 36 лекций и семинаров на следующие темы:

    • российский медиаландшафт онлайн
    • аудитория цифровых медиа
    • фактчекинг и эффективная работа с информацией
    • основы сторителлинга
    • жанровая инструментовка корпоративного и муниципального СМИ
    • медиапродюсирование
    • редактор и текст

    В этом году на конкурс муниципальной и районной прессы подали заявки 25 редакций из Петербурга и Ленинградской области, на конкурс корпоративной прессы – 12 редакций.Победителями стали:

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И РАЙОННЫЕ СМИ

    газета «Гагаринский курьер» за первое место в номинации «Лучший репортаж» (http://mogagarinskoe.ru/gazeta/2018/GK-12.pdf)

    газета «Кронштадтский вестник» за второе место в номинации «Лучший репортаж» (https://kronvestnik.ru/city/industry/23137 ) газета «Гатчинская правда» за третье место в номинации «Лучший репортаж» (https://gtn-pravda.ru/2018/10/12/dorogu-osilit-nezrjachiy.html)

    газета «Муниципальный вестник 65 округа» за первое место в номинации «Лучшая работа с аудиторией» (https://vk.com/momo65)

    газета «Весёлый посёлок» за второе место в номинации «Лучшая работа с аудиторией» (https://vk.com/mo_nevokrug)

    газета «Петербургский район» за третье место в номинации «Лучшая работа с аудиторией» (http://www.primorsknews.ru/pdf/)

    КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ

    ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за первое место в номинации «Лучший репортаж» (http://www.vodokanal.spb.ru/files/gazeta/05.2018.pdf)

    Мегабайт (Университет ИТМО) за второе место в номинации «Лучший репортаж» (https://mbradio.ru/publication/2667/)

    ГУП «Горэлектротранс» за первое место в номинации «Лучшая работа с аудиторией» (https://electrotrans.spb.ru)

    Завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (Hyundai Motor Manufacturing Rus) за второе место в номинации «Лучшая работа с аудиторией» (https://drive.google.com/open?id=1jtIfOHM7_liXGM57p2yFfgxBQP2Vheib)

    Мегабайт (Университет ИТМО) за третье место в номинации «Лучшая работа с аудиторией» (https://vk.com/mb.news)

    ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» за третье место в номинации «Лучшая работа с аудиторией» (http://gptek.spb.ru)

    Следующий фестиваль малой прессы планируется провести в феврале 2020 года. Архив фестиваля, презентации, СМИ о фестивале: http://jf.spbu.ru/actions/6049.html

    Текст – Карина Магомедшафиева,

    Фото – Сабина Наджафова