Мало практики или теории мало?

Автор: Диана Рафаелян, Дарья Попова Просмотров: 595

В СПбГУ подвели итоги летней практики студентов образовательных программ "Журналистика" и "Реклама и связи с общественностью".

20 декабря в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ прошло награждение победителей конкурса "Лучшая практика 2017" и обсуждение будущего медиакарьеры. В трёх раундах форсайт-сессии столкнулись преподаватели, работодатели и студенты.

Раунд 1: писать не писать

Дмитрий Гавра, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе СПбГУ: Писать научиться нельзя в принципе. Можно только научиться писать лучше, этому и учит университет.

Луиза Вафина, студентка: Но в университете мало практики. Вот вроде я знала, как писать новости, но поняла до конца только на деле, когда редактор вычитывала и правила каждый мой текст.

Игорь Апухтин, старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики СПбГУ: Помню, как меня занесло в редакцию информации Ленинградского телевидения. Был позорный день жизни, когда я 11 раз переписывал текст. Редактор Василий Иванович Кротов спрашивал: «Ты сам понял, что написал? Почему написал здесь так, а здесь так?» Когда он в 11 раз принял текст – это была для меня большая победа.

Владислав Оршер, основатель рекламного агентства Total Communications, преподаватель кафедры рекламы СПбГУ: Но пусть студенты не забывают, что сначала надо читать, а потом писать. Когда приходите в издание – копируйте у лучших! Не нужно изобретать велосипед. Потом сами научитесь делать также.

Раунд 2: сложности и непонятки

Игорь Апухтин: Сегодня существует перегруз теорией. Я попросил студентов второго курса написать отзывы: чего бы хотелось добавить в учёбе. Больше всего им не хватает практики. Но также у них нет тайм-менеджмента – умения управлять временем. Перестал пускать на пары тех, кто нагло опаздывает. Меня приучили в своё время к следующему: может наш город захлестнёт волной с Финского залива, произойдёт землетрясение или начнётся атомная бомбардировка, но в 19:00 программа «Ленинград» выйдет в эфир.

Дмитрий Гавра: Отвечу коллеге Апухтину. Конечно же, не хватает теории. Факт очевидный и понятный: без теории практика – дело безнадежное. А лишнее в университете – иностранные языки. Нечего тратить на них драгоценное время. Я английский изучал только в школе, и этого мне хватает, чтобы быть читать лекции за границей. Принимать нужно тех, кто учил языки в школе. Тогда мы уберём эту дисциплину и освободится время для практики. Главное другое, в университете мы можем научить аналоговому мышлению: на основании малого количества данных делать логические выводы.

Егор Королёв, старший преподаватель кафедры периодической печати СПбГУ: Я в 2008 году заканчивал магистратуру и благодарен преподавателям, что они научили меня работать в аналитической журналистике . Но тогда не нужно было встраивать инфографику в свой материал, как этого требуют сейчас в редакциях. Значит, университет должен готовить вообще ко многому. Поэтому мы с коллегами думаем над развитием в том числе и нашей кафедры периодической печати.

Раунд 3: (не)светлое будущее

Даниил Ябелов, студент: Я мечтал заниматься любимым делом и при этом хорошо зарабатывать. В последнее время понимаю, что прямо так не получится… придется пожертвовать одним из этих двух параметров или объединить профессию журналиста и с ещё одной.

Ольга Новокрещёнова, студентка: Чтобы стать успешным, журналист должен знать основы пиара. Нужно понять, как продать материал. И мы стоим на правильном пути: мы уже называемся не факультетом журналистики, а «Высшей школой журналистики и массовых коммуникаций».

Егор Королев: Потолком для будущих журналистов должен быть свой проект. Недавно у нас в Институте был Сергей Паранько (директор по медийной экосистеме «ВКонтакте»), и он предложил студентам ориентироваться больше на себя, а не на редакции.

Дмитрий Гавра: А я всех огорчу. Мое ощущение будущего несколько отличается: лишь 10% рынка труда потребует вот этих талантливых журналистов. Всё остальное перейдёт информационным ботам. Поэтому нужно думать об универсальных коммуникационных специальностях. Ведь то, о чём все говорят сейчас, будет завтра. А нужно думать, что будет послезавтра.

Владислав Оршер: Думаю, и через десять лет все будет хорошо. Роботы, конечно, отнимут часть простой работы, но интеллектуальную деятельность никто не отменял. За тысячи лет ничего не изменилось. Люди те же. Меняются только средства. Поэтому главное – это навыки кадров.

Подарки-то кому?

Победителями конкурса за лучшую практику стали Ольга Новокрещёнова (ООО «Рамблер Интернет Холдинг»), Анастасия Заливухина («Российская газета»), Анна Андрипольская (ООО «Медиа-Мастер»), Анна Солодянкина (журнал «Машины и механизмы»), Ксения Клёнова (газета «Гагаринский курьер»), Лариса Ступина (портал Russia Beyond the Headlines), Юлия Чернышевская (журнал Goodbye Office, интернет-ресурс Sportmedianews), Андрей Окунь (онлайн-издание MR7.RU), Юлия Казаченко (креативное агентство Contrapunto), Карина Ляшенко («Интернэшнл Хоутел Инвестментс (Бенелюкс) Б.В.»).

А специальный приз - стипендию имени Олега Руднова (российский политик, медиаменеджер, основатель и президент Балтийской медиа-группы) присудили Луизе Вафиной («Международный Образовательный Студенческий Телеканал», Tagesspiegel), Арине Семчуговой («Радио России»), Маргарите Фещенко («Общая газета Ленинградской области»).

Текст - Диана Рафаелян
Фото - Дарья Попова