Медиа живое и медиа мёртвое

Автор: Анна Швецова, Лада Трифонова, Ася Карпина Просмотров: 241

19 апреля участники форума «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» обсудили концептуальный аппарат цифровых медиа, будущее журналистики и проблемы СМИ.

На одной «Телеге» далеко не уедешь

– Мы сейчас находимся на стадии, когда медиа – это общение, – переформулировали тезис Маклюэна директор по медийной экосистеме «Вконтакте» Сергей Паранько (МГУ им. Ломоносова) и заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камилла Нигматуллина.

Спикеры рассказали о медиа как сообществах в новой цифровой реальности. В комьюнити не только информируют, но и общаются с аудиторией. Спикеры предположили, что работа с сообществами может стать будущим журналистики.

Сергей Паранько отметил, что сообщества трудно построить на сайте. Легче сделать это на другой платформе – в соцсетях. Но с этим тоже есть сложности. Для платформы нет разницы между медиа и блогерами. Она упорядочивает посты так, чтобы пользователь провёл на ней больше времени.

– «Телега» как средство массовой коммуникации уехала, а это был классный канал, – делится Сергей. – В Facebook, во «Вконтакте» вы не управляете нейронными сетями для ранжирования постов. В Telegram управляете. Это круто.

«Заткнись и считай»

На тему упорядочивания высказался и кандидат физико-математических наук Сергей Вартанов (МГУ им. Ломоносова). Он рассказал о методах структурирования большого объёма данных. Они широко применяются в экономике, в медиасфере – реже.

Основные источники «больших данных»:

данные обратной связи приставок цифрового телевидения;

история онлайн-активности;

совокупность комментариев к статьям онлайн-изданий;

учётные данные пользователей;

всевозможные виды контента в цифровых СМК.

Полученные значения можно использовать для анализа СМИ. Например, с помощью больших данных вычисляют, в какие дни недели, время суток, с каких устройств пользователи чаще всего заходят в конкретный раздел. Зная всё это, издания лучше подстраиваются под аудиторию и скорректируют редакционную политику.

О профессионалах и пищевой соли

Мария Аникина, доцент МГУ им. Ломоносова, также размышляла об отношениях между СМИ и читателями. Спикер считает, что способы поиска информации меняются из-за влияния социальных медиа на общение с аудиторией.

– А кем являются неавторитетные пользователи в социальных сетях, создающие контент только на громких информационных поводах? – поинтересовалась у выступающей одна из слушателей.

– Если человек осознанно развивает тему, а не просто ставит лайки, он полноценно является автором. Заметьте, что это любительская активность и она уступает профессиональной.

О депрофессионализации журналистики говорил и Аязби Бейсенкулов (Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва). Он привёл пример из практики одного из казахских телеканалов: «Идёт сюжет про то, как премьер-министр посетил предприятие, где запустили линию по упаковке пищевой соли. А на бегущей строке в это время написано: „В Финляндии аэропорты от снега расчищают роботизированные комплексы“».

Ведущая круглого стола Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, считает, что крупнейшим научным школам страны пора объединять усилия.

– Мы давно путаемся в теоретических понятиях, которые не разделяют представители разных научных школ. Как будто мы говорим на разных языках. Нам нужно исправлять это посредством таких дискуссий. Основная проблема в том, что произошла цифровая революция и теперь мы должны сохранить основы и построить на них новую теорию журналистики.

Текст – Анна Швецова, Лада Трифонова

Фотограф – Ася Карпина