Мы должны наслаждаться «хаосом»

Автор: Елизавета Антонова, Сабина Наджафова Просмотров: 104

8 ноября в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ состоялась лекция Сильвио Вайсборда. Всемирно известный учёный рассказал о том, что всё-таки скрывается под термином «коммуникация», и с какими трудностями сталкиваются современные исследователи-коммуникативисты.

Что такое коммуникация?

На этот вопрос Вайсборд пытался ответить в течение четырёх лет своей редакторской работы. Ежегодно его журнал принимает около 600 возможных публикаций. Однако, что делает любую книгу или статью текстом о коммуникации? Дело в том, что чёткого определения этого явления просто не существует. «Если сейчас вообще ничего не поняли – то добро пожаловать в мой мир!» - говорит Вайсборд. Тем не менее, каждое исследование соответствующее научным критериям может быть работой в сфере коммуникативистики. «Но что тогда их объединяет? - спрашивает профессор. - Ничего!». В одном номере журнала могут быть опубликованы статьи о цифровом нарциссизме, фрейминге эмиграции, и как дети используют медиа-пространство. Все критерии здесь различны, однако это можно назвать коммуникацией.

А что сейчас?

Сейчас в теории коммуникации происходят экстремальные изменения. Фрагментация в линиях исследования заставляет дисциплину «дробиться» в зависимости от традиций, методов и подходов. Изначально наука брала корни в психологии, социологии, но сейчас сюда можно добавить семиотический подход, лингвистику. На сегодня огромное значение в коммуникации имеют работы в области нейропсихологии. Несмотря на это, она всегда имела социальную и гуманитарную подоплёку. Таким образом, теория коммуникации была и является междисциплинарной наукой.

«Надломы» коммуникативистики

1) Уровни анализа. Например, индивидуальный и системный. Уровень будет зависеть от «единицы» взятой за его основу.

2) Эпистемология. Это то, как мы понимаем что есть «наука», строя определённые концепции.

3) Различие в традициях.

4) Огромная тематическая специализация.

5) Нормативные предпочтения (Как необходимо вести себя людям?). Этот «надлом» происходит из политических исследований.

Онтологические «разрывы» в теории коммуникации

«Коммуникация – это хаос в медиасистеме, которым мы должны наслаждаться» - отметил Вайсборд.

В первую очередь, само понимание предмета вызывает множество споров. Это связано с тем, что нет общего объекта исследования. Есть шесть основных определений этого явления; в каждом - свои методы и своя терминология.

Учёные видят коммуникацию как:

1) связь или соединение, происходящее от «корня» коммуникации. Такой подход распространен среди «технарей»;

2) диалог;

3) самовыражение и экспрессия, заключающаяся в свободе слова;

4) информация (математическое понимание). Здесь обязательно присутствие отправителя и получателя сообщения;

5) искусство убеждения или пропаганда;

6) символическое взаимодействие;

Сильвио Вайсборд предложил аудитории сыграть в игру. Он выписал несколько пониманий коммуникации знаменитых исследователей и предложил разделить их по подходам. Все с челленджем прекрасно справились.

В итоге, из этих концепций далее складываются исследовательские кластеры. Сюда вошли области медиаэффектов, культура, институты общественных коммуникаций (рассматривает прессу, телевидение и т.д. как институты), медиатехнологии, диалоги и речь, а также групповое и индивидуальное самовыражение.

Большие вызовы для молодой науки

Перед теорией коммуникации стоят два больших вызова. Первый касается информационных привратников (gatekeepers) в дисциплине. На данный момент к ним присоединился ещё мир социальных медиа и поисковых машин. Коммуникативисты обращаются к ученым из других областей с вопросом: «Как именно они работают в зоне взаимодействия?».

Другой вызов связан с тем, какое значение имеет индустриальная журналистика (классическая) в эпоху информационной. Вторая связана с интернетом и не зависит от программного обеспечения, приложений. Основная разница между видами журналистики заключается в том, кто, где, когда, почему, и каким образом производит контент. Тогда возникает вопрос: «Отчего индустриальная журналистика не исчезнет, если каждый человек способен сам создавать продукт (например, новости)?».

В заключение учёный сказал, что единственный способ хоть как-то понять теорию коммуникации – это придать смысл той самой неопределенности, которой пропитана наука. Это значит подумать над темами и проблемами, которые окажутся важными для всего спектра научных областей. «И на этом моменте я бы хотел услышать вопросы от вас», – обратился к аудитории Сильвио Вайсборд.

Текст – Елизавета Антонова

Фото – Сабина Наджафова