На каких крыльях летит журналист

Автор: Анастасия Филатова, Дарья Паясь, Лада Трифонова, Дарья Паясь Просмотров: 294

19 апреля в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ открылся международный научный форум «Медиа в современном мире. Петербургские чтения». Работу форума начали с вручения международной Невской премии СПбГУ в области изучения журналистики и массовых коммуникаций. В номинации «Теория» награда досталась профессору СПбГУ Борису Мисонжникову, в номинации «Просвещение» – руководителю факультета фотокорреспондентов петербургского отделения Союза журналистов Павлу Маркину. В номинации «Признание» победителем стал писатель Владимир Губарев, который, по словам профессора Сергея Корконосенко, «своими руками создал космическую журналистику в нашей стране».

Два крыла журналистики

Владимир Губарев проработал в «Комсомольской правде» 16 лет. По его мнению, единственной областью, которая отражает изменения в нашем обществе, является научная журналистика: «Нас посылали в редакции помочь понять газетчикам, что происходит в стране, написать о физике, технике и космосе. Так в декабре 1960 года я стал сотрудником „Комсомольской правды“».

Писатель остался в журналистике, потому что понял: пришла принципиально новая эпоха и новые интересы.

– Журналист, который способен изменить будущее, летит на двух крыльях. Одно крыло – это классическая литература, которая даёт воображение, мировоззрение, это душа народа. А второе – наука. Не знать отечественную историю науки, не знать людей, которые подняли страну в космос – ничего не добиться в журналистике, – уверен Владимир Губарев.

Студент по-европейски: сам себе эксперт

Преподаванию журналистики в Европе и во всём мире посвятила свой доклад научный сотрудник Свободного университета Берлина и доцент СПбГУ Анна Литвиненко. Она объяснила принцип преподавания, согласно которому студенты сами выступают в качестве авторов работ, редакторов, ведущих своих же дискуссий и брейнстормингов (от англ. Brainstorm – мозговой штурм), а преподаватель только дополняет их суждения. Также спикер рассказала об «учебном дневнике», в который студенты Берлинского университета записывают, что нового узнали на каждом занятии и где можно применить эти знания. Студенты сами выступают в роли экспертов, а результатом становятся успешные научные публикации.

Куда пропала запятая?

Директор Института Анатолий Пую выступил с докладом «Печатные медиа: измениться нельзя умереть». Он предложил каждому слушателю поставить для себя запятую после работы всей конференции: «Медиасфера меняется, и миссия журналистов как учёных – прогнозировать образовательный стандарт. Нас пугают скорой смертью печатных СМИ – нам, конечно, страшно, но не очень».

Профессор Анатолий Пую сформулировал основные тенденции современной медиасферы:

о смерти печатных СМИ больше говорят не факты, а компании, зарабатывающие в сети;

на глобальном рынке доминирует подписка, а не реклама;

новые принципы производства новости, модели управления редакцией и несоответствие спроса предложению порождают кризис журналистики как сферы деятельности;

аудитория цифровой медиасферы устала от недоверия, дезориентации и «информационного шума»;

в приоритете работы журналистов – возрождение доверия к СМИ, в том числе к печатным, за счёт работы над качественным контентом для качественной аудитории.

Меняется система подготовки журналистов. С изменениями медиасферы задачей учёных становится не только следовать за прогрессом, но и прогнозировать. Для науки это способ перестраивать системы подготовки журналистов. Появление кафедры цифровых медиакоммуникаций в СПбГУ было реакцией на грядущие изменения, её задача – научить студентов создавать тексты в разных форматах и для разных задач.

Со статьями секций и «круглых столов» форума можно ознакомиться на сайте Института: http://jf.spbu.ru/about/825-12777.html

Текст – Анастасия Филатова, Дарья Паясь

Фото – Лада Трифонова, Дарья Паясь