От псевдодемократии до "политического шоу"

Автор: Анастасия Бирюкова, Дарья Мильчина Просмотров: 153

Как журналисту не потеряться на «рынке идей» и заинтересовать аудиторию своим медиапродуктом? Будущее российской и немецкой прессы обсудили 11 апреля в Институте "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" СПбГУ. В работе круглого стола «Политическая поляризация и журналистские практики в Германии и России» приняли участие редактор немецкого сайта «Zeit» Майке Дюльфер, медиаисследователь Катрин Фольтмер и заместитель главного редактора «Эхо Петербурга» Валерий Нечай.

Брексит, сирийские беженцы и терроризм – политическая подоплека, так или иначе, прослеживается в каждой глобальной теме. Происходит процесс поляризации, когда люди строго делятся на противников и сторонников какого-либо вопроса. Пресса и политические организации, по мнению Катрин Фольтмер, стремятся сгладить эти столкновения. Они хотят объективно отразить разные мнения, но теряются на «рынке идей»
– Существует концепция: есть разные идеи, они конкурируют друг с другом и в ходе этой борьбы выявляется правда. Опровержения, новый взгляд на проблему, обмен мнениями помогут добраться до истины, – утверждает спикер.

Советы от Катрин Фольтмер по работе с "рынком идей":
1. всегда делайте попытку объективно изучить вопрос;
2. соберите информацию, прежде чем сформировать точку зрения («Я всегда выезжаю на место события, разговариваю с разными людьми»);
3. не смешивайте региональные и глобальные проблемы.

Гости СПбГУ сравнили подходы к плюрализму в российской и немецкой прессе. «Есть два человека, которые определяют информационную повестку программ на «Эхо Петербурга» – выпускающий редактор и ведущий. Если между ними есть разногласия, в дело вмешивается главный редактор», – рассказывает о «внутренней кухне» радиостанции Валерий Нечай.

В немецких медиа чаще всего есть две редакции, которые собирают, проверяют и обрабатывают информацию для программы. «У каждого журналиста свой взгляд на вопрос, но решение принимается коллективно. Главный редактор почти не принимает в этом участия, а свою собственную позицию журналист может донести до аудитории как частное лицо», – отмечает Майке Дюльфер.

Современный журналист часто выступает на политических баррикадах: митинги, протестные акции. Это проявление псевдодемократии, поскольку в этот момент он забывает об объективности. Исследователи медиа опасаются, что в будущем «политическое шоу» может монополизироваться в СМИ. Участники круглого стола сошлись во мнении, что излишняя политизированность прессы не привлечет новую аудиторию, и предлагают другие способы продвижения медиапродукта:
1. свежие факты, разные мнения всегда будут держать аудиторию в тонусе;
2. выбирайте один формат работы: изучение всех сторон проблемы или одной конкретной;
3. найдите эксперта, который будет представлять противоположную позицию и направлять дискуссию в нужное русло.