Человек прямоходящий исчез как биологический вид. Люди теперь ходят под наклоном вперёд, уткнувшись в свои смартфоны. Даже маленькие дети ещё до того, как осваивают речь, умеют делать покупки через планшет. Мы же, как специалисты в медиакоммуникациях, вынуждены ловить людей в той среде, в которой они находятся. Если сейчас это смартфоны, то в будущем это может быть всё, что угодно. Важно понимать, что именно для этих людей мы и работаем.
Постоянные изменения необходимы, потому что без экспериментов медиаиндустрия не пойдёт дальше. Специалист в области медиакоммуникаций обязан следить за любыми преобразованиями, а для этого нужно знать, на какие сферы необходимо обращать больше внимания.
Пять сфер, внутри которых идёт постоянная эволюция (из доклада Тины Штиглер, холдинг Schibsted):
1) продукт – что предлагается аудитории
2) технология – инструмент для быстрого достижения результата
3) люди – необходимо следить за изменениями в медиапривычках аудитории
4) финансы – медиаиндустрия постоянно находится в поиске способов зарабатывания
5) коммуникация – изменения, происходящие в них, меняют отношение медиакоммуникационных компаний к формату отправки сообщения
Главная ценность медиаиндустрии
Всё, что представляет собой ценность, должно приносить доход. В этом заключается жёсткая бизнес-логика современного мира. Ценностью в медиаиндустрии становятся вещи нематериальные. Главная «валюта» – доверие людей: уверенный в вашем продукте человек останется с ним надолго.
Универсальные области новых специализаций
1) Производство и редактирование контента
Например, сейчас Сбербанк ищет редактора Instagram Stories, потому что хочет привлечь молодежь, которая там находится, в свою клиентскую базу. К тому же статистика показывает, что конверсия аудитории от Stories выше, чем от таргетированной рекламы.
2) Упаковка контента (визуальные коммуникации)
Российская аудитория особо восприимчива к визуальным образам. Чтобы продукт становился привлекательнее, сообщения необходимо лучше упаковывать.
3) Информационные и инновационные технологии (VR, AR, роботы)
В этом тоже нужно разбираться, ведь как только медиаспециалист перестаёт понимать, как работают алгоритмы, медиакоммуникационный мир становится для него волшебным лесом.
4) Дистрибуция контента в разных медиасистемах
Одно и то же сообщение проходит по разным каналам одномоментно, и этой дистрибуцией занимается одна и та же компания. Поэтому специалист должен понимать особенности распространения контента на каждой из платформ.
5) Продвижение и продюсирование контента
По статистике, повторно опубликованное и переупакованное сообщение вызывает больше отклика, чем первичное. Жизнь сообщения – это не одноразовая история.
6) Управление производством
Принципиально поменялись производственные циклы, а управление стало более гибким.
7) Изменение аудитории и управление сообществами
«Аналитика сейчас крайне востребована. Имейте в виду, что информация о вас постоянно собирается через приложения, которыми вы пользуетесь. В маркетинговом смысле мы с вами давно уже проданы», – объясняет Камилла Нигматуллина. Востребованность специалиста в сфере медиаизмерений как минимум 200%, и зарплаты в этой специализации выше, чем средние.
Тренд-вотчеры и комьюнити-менеджеры
Для того чтобы понимать, что будет с аудиторией, нужны специалисты, способные не только проанализировать настоящее, но и заглянуть немного вперёд. Так, тренд-вотчеры пытаются уловить, что произойдёт в медиасфере хотя бы через три года, а комьюнити-менеджеры изучают и объединяют людей настоящего, чтобы те стали лояльными к бренду.
Топ-10 навыков для журналиста будущего от Камиллы Нигматуллиной
- Бежать впереди цифровых технологий
2. Угадывать мысли аудитории
3. Запоминать и пересказывать
4. Переосмысление понятия творчества
5. Поиск авторов в гуще авторов
6. Технологии работы с эмоциями
7. Новые принципы управления производства – гибкость журналиста
8. Научные методы работы с информацией
9. Организация всего – от планёрки до конференции
10. Генерирование смыслов и пользы
Что требуется от специалиста в сфере медиа?
– Вы должны быть людьми, которые знают, что происходит в современных медиакоммуникациях, понимают, как это устроено, как производить сообщение и управлять этим производством, а также как делать всё это для людей.
Текст: Анастасия Филиппова
Фото: Виктория Бобрович