Как зарабатывать на SMM

Автор: Анастасия Орлова, Анна Швецова Просмотров: 241

О том, как работа продавцом в гипермаркете пробуждает любовь к PR и почему полезно смотреть канал Юрия Дудя, 18 октября в СПбГУ рассказала специалист по внешним и внутренним коммуникациям компании LEDMONSTER Мария Климова.

«Три кита» SMM

– Я просто нашла контакты всех компаний, куда хотела попасть на стажировку, открыла почту и написала: «Здравствуйте я Маша, и я хочу у Вас работать», – вспоминает Мария Климова. За четыре года обучения в институте она успела пройти практику в модном журнале «Собака», коммуникационных агентствах [f]-PR и SETTERS.

SMM-специалист может работать в любой сфере, получив три основных навыка:

1. аналитика. Умение анализировать ситуацию на рынке и находить информацию о конкурентах и партнёрах;

2. поиск целевой аудитории. Искать тех, кому рекламируемый продукт может быть интересен;

3. постинг. Ориентируясь на аудиторию, составлять посты для аккаунтов бренда в социальных сетях и размещать их.

Сегодня для упрощения работы пиарщиков существует немало электронных сервисов. Вот несколько из тех, которыми любит пользоваться Мария Климова:

· Livedune поможет просмотреть статистику аккаунтов известных блогеров и выяснить, к кому из них выгоднее обратиться за рекламой. Приложение покажет дату и точное время подписок и отписок пользователей от аккаунта, а ещё посчитает показатель вовлечённости аудитории (сколько из имеющихся подписчиков «лайкают» записи). Кстати, с помощью сервиса выясняются интересные подробности: например, «активная аудитория Бузовой меньше, чем у Тимати, хотя по численности превосходит население нескольких маленьких городов».

· Сервис Publer определит целевую аудиторию, исходя из заданных специалистом параметров, и расскажет SMMщику всё о поведении потенциальных клиентов в сети ;

· Ну а Turget Hunter отыщет уже выбранных пиарщиком будущих клиентов в интересующих его социальных сетях и подскажет лучшие места для размещения рекламы .

«За “спасибо” и строчку в резюме…»

«Я пошла на воркшоп в SETTERS. У меня тряслись руки и просто взрывался мозг. Очень волновалась. После мастер-класса наткнулась на объявление о приёме на работу. Решила попробовать. Они меня взяли. Но работать я не стала, не получилось: улетала на каникулы домой, в Хабаровск. Решила, что, если это моё, то меня дождётся. Через полгода утроилась к ним», – рассказывает о первой попытке найти работу Мария Климова.

Первое, на что смотрят компании, нанимая SMMщика – это опыт и портфолио. Откуда, спрашивается, всё это возьмётся у студента второго курса, и есть ли шансы получить место в престижной компании? «На самом деле, практиканты нужны везде, – замечает Мария. – Просто ненужно сразу прыгать на пятую ступень и требовать баснословного гонорара. Начните с первой. Я писала тексты для Ginza полгода бесплатно, за “спасибо” и строчку в резюме».

Составление резюме – процесс не менее важный, чем наработка материалов для портфолио. Мария рекомендует писать коротко и по делу, перечислять все свои профессиональные умения, избегать штампов типа «коммуникабельный», «нацеленный на результат». «Нужно показать, что вы активный человек и всегда «за» какую-то движуху в этой жизни», – объясняет она. Разместить резюме можно и нужно во всех социальных сетях и на специальных сайтах типа HeadHunter и Grintern.

Помог Марии Климовой при поиске работы и красный диплом: «Хорошие компании ценят не только опыт, но и образование. Я на всех собеседованиях говорила о красном дипломе СПбГУ. Гордилась, горжусь и буду этим гордиться. Его наличие располагает работодателей к тебе больше, чем к другим соискателям».

Без графика и выходных

Две составляющие успешной работы SMMщика – это «постоянная прокачка своих профессиональных навыков» и «производство крутого контента [содержания, наполнения аккаунтов]». Для этого необходимо быть в курсе профессиональных новинок: ходить на тематические конференции (Digital, IGCONF’, Суровый питерский SMM), просматривать Telegram каналы и группы Вконтакте и на Facebook (Трансформатор), «вариться на внутренней кухне PR».

Хорошим примером того, как всегда оставаться в теме, развиваться и заинтересовывать аудиторию, по мнению Марии, является журналист и блогер Юрий Дудь: «Он активно следит за трендами, нередко сам создаёт их. От этого такая популярность и успех рекламных компаний, где он участвует».

Работа пиарщика – это «работа без графика и выходных»: составление планов продвижения продукта на месяц, отслеживание активности аудитории и статистики аккаунтов, непрерывное общение с подписчиками, подготовка и выпуск недельного контента, отчёты перед клиентом, готовность поговорить с ним в любое время суток.

Заказчики попадаются очень разные, и со всеми необходимо найти общий язык и сохранить хорошие отношения. Порой для этого нужны крепкие нервы и стрессоустойчивость. «Мои коллеги как-то работали на очень дорогой ресторан.

Придумали просто шикарную концепцию. Фотографии были в общей стилистике, по цветовой гамме перекликались с интерьером, золотым и красным. И тут директор – бац! – и под Новый год берёт и просто выкладывает в паблик фото тарелочки, на которой лежит ёлочка», – вспоминает Мария Климова.

По ту сторону баррикад

Работа пиарщика требует задействовать собственные ресурсы по максимуму, поэтому неудивительно, что у людей, занимающихся SMM, порой случаются творческие кризисы. «Я хотела уйти из SMM и PR. Я не видела себя дальше в профессии и не понимала, как развиваться, потому пыталась коренным образом изменить свою деятельность. Пробовала устроиться продавцом, была на собеседованиях в «Буше» и «Азбуке вкуса». Я даже отработала полдня, отстояла за прилавком и поняла, что всё же люблю находиться “по ту сторону баррикад”, не работать с клиентами вот так напрямую», – поделилась эксперт.

Перезагрузка прошла успешно. Теперь Мария вновь полна сил, желания работать и помогать тем, кто выбрал нелёгкую, но захватывающую профессию SMMщика. С ноября она планирует запустить собственный образовательный курс «SMM. Комплексное ведение Instagram», который будет включать в себя обучение работе с электронными сервисами, грамотному распределению выделенного заказчиком бюджета, конструированию поста в социальной сети. За подробностями можно обращаться к Марии Климовой.

Следующая встреча SMM-клуба пройдет 25 октября в 16.00 в 603 аудитории. Роман Поликарпов, главный эксперт по интернет-коммуникациям пресс-службы ПАО «ТГК-1» (Газпром энергохолдинг) расскажет про роль SMM в крупной производственной компании.