«Для пиарщика чем хуже, тем лучше»

Автор: Анжелика Хмелевская, Алия Усманова Просмотров: 228

5 марта в СПбГУ прошла первая лекция «Школы атомных коммуникаций», посвященная особенностям PR в атомной отрасли. Какие профессиональные навыки важны для работодателей и как антикризисный пиар может спасти репутацию – рассказал директор департамента коммуникаций АО «Концерн Росэнергоатом» Андрей Тимонов.

Выступление стало стратегической сессией конференции «СМИ в современном мире. Молодые исследователи», которая традиционно проходит в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.

5 навыков высокоэффективных пиарщиков

Все крупные корпорации похожи по структуре, поэтому большинство ищет универсальных PR-специалистов с такими навыками:

  1. креативность;

2. умение работать с визуальными образами (основы дизайна);

3. импровизация;

4. ориентация в SMM-индустрии;

5. смелость и готовность разобраться в сложных процессах и их содержании.

Часто сотрудники, которые приходят в крупную компанию, не интересуются ее тематикой, особенностям отрасли. Без интереса работа превращается в рутину: получается низкокачественный продукт. Работодатели, прежде всего, ищут узкоспециализированных сотрудников, которые получают удовольствие от работы. Одна из целей «Школы атомных коммуникаций» – разбудить любопытство к атомной тематике.

Не авария, а инцидент

«Итак, вы устроились в пресс-службу крупной компании, но настоящая работа начинается только с появлением нештатной ситуации, – считает Андрей Тимонов. – Если вы смогли справиться с ней, то ваша работа станет незапланированной рекламой, в результате которой имидж компании приобретет дополнительный позитивный окрас. Для пиарщика чем хуже, тем лучше». Например, атомная электростанция – это сложный объект со множеством механизмов и датчиков. Как в любом технологичном объекте элементы могут выходить из строя. На атомной станции степень защиты такая, что даже при отказе запасного температурного датчика срабатывает система защиты. Так сложилось, что эту защиту проектировщики еще 50 лет назад назвали «аварийной защитой». Независимо от причин срабатывания защиты, в медиа часто появляются «шокирующие» заголовки, например: «Действием аварийной защиты был отключен первый энергоблок Ленинградской электростанции». Такие заголовки тревожат людей, причем чем дальше они живут от АЭС, тем больше. Задача пресс-службы – четко объяснить людям, что всё под контролем, переводить на русский язык технические подробности.

Как не стать объектом порицания?

Люди всегда пытаются сгладить углы и представители пресс-службы не исключение. В официальном комментарии компании слово «взрыв» иногда заменяют на «хлопки», а «падение» самолета на «жесткую посадку». Главное – не заигрываться и стараться выбирать слова, адекватные ситуации. Иногда стоит сместить ракурс происшествия и осветить его иначе.

Такой совет можно было дать пресс-службе авиакомпании «Аэрофлот» во время скандала с котом Виктором. Кота не пустили в салон, потому что по весу он превышал обозначенный авиакомпанией лимит, однако, хозяин животного все же смог, в обход правил, пронести четвероногого друга на борт. После полета мужчина сообщил обо всей ситуации на своей странице в соцсети, и информация мгновенно была растиражирована СМИ.

Пресс-служба «Аэрофлота» долгое время не давала никаких комментариев по этому поводу, игнорируя весь негатив в адрес компании. Грамотно, с точки зрения стратегических коммуникаций, выйти из этой ситуации помогло бы официальное заявления, построенное на потребностях пассажиров – безопасности и комфорте. Во-первых, если бы сотрудник сделал исключение – это стало бы поводом для подобного поведения среди персонала в дальнейшем, а это прямая угроза безопасности. Во-вторых, если все пассажиры будут проносить в салон недопустимое количество вещей, то верхних полок для хранения будет недостаточно, и сумки будут стоять в центральном проходе. Это не только неудобно, но и нарушает технику безопасности.

Любую проблему способно победить время. Благодаря интернету личный блог, канал или профиль одного человека иногда можно приравнять к СМИ: информация распространяется очень быстро. В пресс-службу сразу поступают звонки с просьбой прокомментировать ситуацию. Лучшая тактика не ждать выхода согласованного пресс-релиза, а сообщить правдивые, пусть и общие сведения, которые не причинят вреда репутации компании. Например, можно сказать, что вам известно о сложившейся ситуации, генеральный директор проинформирован и компания отреагирует, когда полностью во всем разберется. Так удастся выиграть время для подготовки расширенного комментария и пресс-релиза.

Продолжение разговора – в Школе

«После выступления Андрея Тимонова ряды участников «Школы атомных коммуникаций» пополнили еще 15 человек, – рассказала руководитель Учебно-образовательного пресс-центра, доцент СПбГУ Екатерина Шаркова. – Во-первых, безусловно, свою роль в этом сыграл наш спикер Андрей Тимонов – профессионал, у него за плечами колоссальный опыт и в журналистике и PR. Андрей – харизматичная личность и блестящий, увлекающий оратор. Во-вторых, о проекте вживую рассказал представитель атомной индустрии, а не сухие анонсы в социальных сетях».

Всего в проекте «Школа атомных коммуникаций» примут участие 50 студентов образовательных программ бакалавриата и магистратуры «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» и «Международная журналистика».

Партнерами-организаторами стали АО «Концерн Росэнергоатом» (https://www.rosenergoatom.ru) и Ленинградская АЭС (http://rosenergoatom.ru/stations_projects/sayt-leningradskoy-aes). Программа школы состоит из пяти встреч с практиками отрасли и включает создание итоговых проектов в командах. Трехмесячный интенсив завершится открытым зачетом и церемонией награждения. Победители будут приглашены пройти стажировку в управлении информации Ленинградской АЭС.

Текст – Анжелика Хмелевская

Фото – Алия Усманова