Копирайтер – кто ты такой?

Автор: Мария Гончарова, Елизавета Архипова Просмотров: 186

9 октября прошла первая теоретическая лекция SETTERS DIGITAL FACULTY совместной образовательной программы учебно-образовательного пресс-центра Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ и коммуникационного агентства. Кто такой копирайтер и в чём формула его успеха, какие существуют законы выживания и тенденции рынка? Об этом и многом другом рассказала Ксения Жмудь, руководитель отдела копирайтинга коммуникационного агентства SETTERS, выпускница СПбГУ.

Смерть контент-маркетингу?

Хорошая новость для тех, кто продвигает личный бренд. Авторский контент находится в приоритете. Инстаграм его показывает. Это выгодно для самой социальной сети: чем больше людей там сидит и смотрит на интересные аккаунты, тем больше рекламы они потребляют. Главный показатель вовлечённости аудитории – комментарии и сохранения в закладки, которые свидетельствуют о полезности контента.

По сути, контент-маркетинг – это всё, что мы делаем: блоги, рассылки, статьи в изданиях, аккаунты компаний на всех каналах (Твиттер, Инстаграм, YouTube, подкасты). Его смысл в том, что мы создаём интересную информацию в удобном формате для пользователя. Чтобы он увидел материал, решил какую-то свою проблему и распознал нас как полезный бренд. Так создаются доверительные отношения с аудиторией. «Мы с большей охотой обратимся к тому агентству недвижимости, которое рассказывает, как определить на рынке плохого риелтора», – продолжает Ксения. Людям интересны компании, которые дают ответы на вопросы.

Век живи, век учись, и копирайтером станешь

Сейчас реклама стучит из каждого утюга, поэтому мы сталкиваемся с баннерной слепотой. Но если создавать интересные и полезные материалы, то получается это явление обойти. Копирайтер для этого может сделать всё: создаёт контент-стратегию (понимает, какое полезное действие получится), задаёт тональность коммуникации (стиль, которым бренд общается с аудиторией, помогает наладить эмоциональную связь), в которую входит и выбор терминов, и обращение на «вы» или на «ты» к читателю.

Также он воюет с клиентом, дизайнером, заказчиком, проджектом и директором по маркетингу. Разногласия – это нормально. Дело в том, что заказчик и исполнитель не всегда такие же, как аудитория. Ключевая задача – сделать текст, который понравится людям. А как его сделать?

Читателю плевать, а вам нет

Отвечайте на главный вопрос: «Зачем я пишу?». Ни один человек не приходит в социальную сеть и самостоятельно не просит продать ему что-то. Мы приходим туда развлекаться, получать интересную информацию и прокрастинировать. «Читателю на вас плевать – он хочет сделать жизнь проще и лучше», – подчеркивает Ксения.

Пользователь хочет больше зарабатывать, отдыхать и чаще заниматься сексом. Мы должны ему это дать.

Для этого пишем о пяти главных сферах: деньги, знания, здоровье, отношения и развлечения. Кстати, цифры в заголовке заставят кликнуть на него с большей вероятностью. Всё потому, что мы заранее знаем, что материал структурирован, и нам не придётся выпутываться из простыни текста. Формулировать темы можно так: по теме здоровья – «Как дожить без таблеток до ста лет», по развлечениям – «Кто ты из Хогвартса?».

Текст – это не главное, а всего лишь один из инструментов. Сделать из него мы можем всё, что угодно. Например, у вас есть сухой текст. А вы сделайте карточки, которые точно зацепят.

1001 копирайтер, или Какие они бывают

Копирайтеры бывают двух видов: постоянные и непостоянные, то есть штатные и фрилансеры.

Работать “на удалёнке”, может, и удобнее, но сотрудники в офисе могут развивать бизнес, работать на цели проекта, а не просто выполнять поставленную задачу. На планёрке они думают о глобальном успехе вместе с руководителем.

Чтобы найти копирайтера, можно не только обращаться к друзьям или подключать связи. Существует специальная биржа, где можно встретить того самого специалиста. Но там велик риск наткнуться на недобросовестного работника.

Допустим, вы нашли автора. Как ему платить? Можно за знак: средняя ставка – от 50 рублей за тысячу знаков. «Но я встречала и 20 рублей. Не понимаю, как можно себя так не любить и не ценить», – удивляется Ксения. Но я за то, чтобы человеку платили за потраченное время. И ещё работник должен выходить из офиса в семь часов вечера, чтобы не переработать и не возненавидеть своё дело.

Советы начинающим писательским ножкам

— Помогайте читателю

После прочтения у него должно остаться ощущение, что его жизнь стала лучше или позитивнее. Когда ему хорошо, он перекладывает позитивное отношение на бренд.

— Не пишите для себя

Если мы бьём по мишени в цель, а не беспорядочно в воздух, то точно попадём. Поэтому нужно прописать целевую аудиторию, чтобы из воображаемой толпы она стала реальной. С разной аудиторией нужно говорить по-разному. Юридическая компания требует четкий, структурированный язык. А среднестатистическую 20-и летнюю Машу, которая сама хочет выбирать место работы и нагрузку, напротив, отпугнут формальности.

— Соблюдайте дедлайны

Когда вам дают тестовое задание, делайте его вовремя. Так работодатель проверяет ваши умения вписываться во временные рамки. «Любую задачу можно выполнить за трое суток», – уверена Ксения Жмудь.

— Не бойтесь работать бесплатно

Чтобы собрать портфолио, можно и поработать без денег. Чем активнее вы взаимодействуете с компанией, предлагаете что-то новое, тем больше шанс, что на вас обратят внимание.

— Не забывайте про социальные сети

Проекты можно найти и у друзей. Напишите пост, что собираете портфолио, кто-то, может, откликнется. Нельзя недооценивать эту паутину: в прошлом году за пять часов с помощью репостов я смогла вернуть домой потерянного щенка.

— Очищайте социальные сети от приколов

Если работаете через социальные сети, то убирайте все странные шутки из своих старых публикаций. HR смотрят ваши социальные сети, чтобы понять адекватный вы или нет.

«Но выживет все равно тот, кто пашет, читает книги, копает информацию, проверяет факты, ищет экспертов»

Telegram-канал SETTERS – https://t.me/setters

Текст – Мария Гончарова

Фото – Елизавета Архипова